Интервью начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктора Нилова

  • Печать
  • E-mail

gibdd лого

В России назначен новый глава Госавтоинспекции – Виктор Иванович Нилов. Ранее эта должность называлась начальник Департамента ОБДД, а теперь она перереформировалась в начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

Однако от этого она не потеряла своих властных и указующих функций, во всяком случае на дороге. Новый начальник этого Главного управления Виктор Нилов рассказал корреспонденту "Российской газеты" о том, какие будущие законы буквально на днях обсудят в Госдуме. Чем они обернутся для российских водителей. А также какие новые проблемы вдруг встали перед российскими гаишниками.

Российская газета: Вы профессионал в своем деле. Во всяком случае так говорят ваши подчиненные. Теперь вам предстоит посмотреть на всю работу Департамента уже глазами руководителя. Что нужно изменить, исправить с высоты начальственного кабинета?

Виктор Нилов: Я бы не сказал, что с высоты. Ведь если работаешь в коллективе и считаешься его составной частью, а при этом будешь сильно подниматься, быстро оторвешься.

Мне кажется, что сегодня главное - это преемственность. Основные направления, главные задачи в прежнем департаменте, а сегодня в Главном управлении уже поставлены. И они вряд ли подвергнутся серьезным изменениям. Возможны лишь корректировки.

Планы, назначенные на десятилетия, невозможно завершить в считанные годы. Назначенную врачом процедуру нельзя прерывать. Но идеального рецепта, который завтра дал бы результат, никто не сможет предложить.

Поэтому мы занимаемся теми направлениями, которые позволяют, на наш взгляд, воздействовать на самые болевые точки. Это взаимоотношения водителя с инспектором, профессиональная подготовка наших сотрудников и техническая обеспеченность нашей службы.

Смерть без причины

РГ: В последнее время увеличилось количество погибших на дорогах. С чем это связано?

Нилов: Какую-то прямую взаимосвязь очень трудно уловить. Мы с каждым годом стараемся все детальнее разбирать причины аварий. И столкнулись с некоторыми вещами, которые ранее для страны были не характерны. Например, у нас сегодня больше детей погибает в качестве пассажиров. Раньше мы говорили, что дети нарушают правила, родители за ними не смотрят. А теперь у нас погибших детей-пешеходов меньше, чем детей-пассажиров. Но они же не сами оказываются в машине. Это их родственники, знакомые, родители перевозят.

Очень сложно сейчас найти инструмент воздействия на психологию человека, который везет ребенка без удерживающего устройства или непристегнутого ремнем безопасности. Опять повышать штрафы?

Конечно, пропагандистское воздействие наиболее эффективно. Думаю, в этом поможет новая пропагандистская акция, которую мы сейчас запустили. До сих пор подобные акции нам помогали.

РГ: Но в последнее время растет количество и погибших под колесами...

Нилов: Это второй момент. Количество погибших на территориальных дорогах и дорогах федеральной сети больше, чем число погибших в городах и населенных пунктах. В городах и селах продолжает снижаться количество погибших. Чем это можно объяснить? Тем, что в городах жестче контроль, применяются системы фото- и видеофиксации. На загородных трассах, учитывая сокращения, которые проведены у нас в МВД, снизилось количество и качество надзора.

РГ: Может, влияет другой фактор? Скорости за городом выше, чем в населенных пунктах?

Нилов: Но они и до этого были выше. Чем отличаются пять месяцев предыдущего года от пяти месяцев этого? Конечно, возрастает активность перевозочной деятельности. Рост парка даже в кризисный период был значительным, а сейчас он начал прогрессивно увеличиваться. Поэтому интенсивность движения на загородных трассах опять начала возрастать. И это приводит к увеличению тяжести последствий аварии.

Те сводки, которые мы получаем по утрам, говорят о том, что происходят совершено нелепейшие случаи.

При оформлении ДТП смотрим на причины и условия аварии, на обустройство дороги и пытаемся устранить те причины, которые могли хотя бы косвенно сыграть какую-то негативную роль.

Работаем в этом направлении и с прокуратурой.

РГ: Это когда местные власти не спешат исправить выявленные недостатки дорог?

Нилов: Действительно, такое бывает. И тогда мы с прокурорами вынуждены воздействовать на должностных лиц, не принимающих необходимых мер.

РГ: А ваши сотрудники часто принимают необходимые меры?

Нилов: Не сказать, чтобы это было по каждому ДТП. Но цель такая сегодня поставлена.
Штопор из сотни лезвий

РГ: Одна из главных проблем сегодняшнего времени - пробки. Можете предложить рецепт борьбы с ними?

Нилов: Если бы мог предложить такой рецепт, то сразу бы получил Нобелевскую премию. Какого-то единого рецепта просто не существует. Есть некие каноны, которым необходимо следовать. Но добиться результата в короткое время - все равно не удастся. Когда болезнь запущена, вылечить ее за день все равно не получится.

Возьмите любой город , какой-нибудь областной центр, но проблема задержек движения и там присутствует. Связана она зачастую не с транспортным планированием.

Даже при низкой интенсивности неправильная организация парковки, неправильно организованные остановки городского транспорта зачастую сами по себе создают помехи. А если еще неграмотно выстроена система организации дорожного движения, система светофорного регулирования, то это в еще большей степени усугубляет ситуацию. Пока нет координатора, город будет стоять. А уж такие мегаполисы, как Москва, - здесь клубок проблем.

РГ: Можно это сдвинуть с мертвой точки?

Нилов: Мне кажется, что все решения, которые сегодня принимаются в рамках совета, который создан по указанию президента и объединяет усилия Москвы и области, а также федеральных органов исполнительной власти, нарабатывает очень грамотные и правильные решения. Если такой комплексный подход будет сохраняться, конечно, проблемы будут решаться.
Один клик - машина на учете

РГ: Сейчас колоссальные очереди выстраиваются в регистрационных пунктах. Есть возможность как-то их сократить?

Нилов: Если брать разные субъекты Федерации, то мы увидим совершенно разные картины. Есть регионы, где этой проблемы просто не существует.

РГ: Там, где транспорта минимум...

Нилов: Нет, мы знаем регионы, где количество зарегистрированного транспорта ничуть не меньше, чем в соседнем регионе. Проблема, как правило, не только в обслуживании, но и в приспособленности помещений. Если не создано условий сегодня, даже с человеческой точки зрения, если там невозможно развернуть хорошую систему, там нет нормальной связи, то и ожидать, что там быстро и качественно обслужат - бессмысленно. Почему и в проекте закона о регистрации, и в изменениях, внесенных в приказ, предусмотрен отход от регистрации по месту жительства. Для того чтобы человек имел возможность проводить эту операцию там, где ему удобно. На сегодняшний день реализуется возможность предварительной записи и через наши сайты, и через портал госуслуг. Ты имеешь право выбора.

РГ: Электронная запись связана с большими сложностями...

Нилов: Безусловно. Что касается госуслуг, то для того, чтобы зарегистрироваться в личном кабинете, необходимо пройти некую процедуру. Если вы это будете делать только для того, чтобы зарегистрировать личную машину, для вас это будет несколько неудобно. Но если вы будете работать через этот портал и с налоговой, и с ФМС, и с другими государственными структурами, то вы только один раз потратите время на регистрацию. Во всех остальных случаях вам эти услуги будут доступны в течение минуты. Для тех, кому кажется неудобным этот портал, можно воспользоваться для записи только нашими сайтами.

РГ: Подобную услугу предлагают и ваши сайты. Проблемы возникают непосредственно в подразделениях. По госуслугам человек предъявляет квиточек, его проводят без очереди туда, куда ему надо. По интернет-записи через ваш портал ему приходится самому прорываться сквозь очередь, доказывая, что он записывался. Понятно, что его никто вперед себя не пустит.

Нилов: Да, здесь очень важно не просто продекларировать какое-то действие, а важно отработать его до конца. Мы, когда в первый раз с этим столкнулись, пригласили несколько фирм и с ними разговаривали, в том числе о том, как правильно подать на экран информацию. Ведь если вы еще никогда не были в подразделении ГИБДД, то вам важно знать даже с какой стороны туда лучше подъехать, где находится площадка осмотра, где площадка по предварительной записи, какая площадка и какое окно работает по предварительной записи. Первый опыт был в столице. Может быть, он не идеален. Если я за день, за два, за три записался – я вправе рассчитывать на то, что меня по крайней мере не выгонят. Но когда доходит до практики – одно окно, общая очередь. Но мы работаем, чтобы это было иначе.

Просто сегодня еще не все до конца понимают, что за этим будущее. Весь мир живет по предварительной записи.

Аукционный номер

РГ: Мы когда-нибудь дойдем до того, что регистрировать машину можно будет не только в границах региона, но и границах страны?

Нилов: В проекте закона о регистрации это уже есть. Сам проект уже поступил к нам из правительства с поправками, с замечаниями. И я думаю, что уже в этом году он будет внесен в Государственную Думу.

Там предусмотрена возможность регистрационных действий через автодилеров. Им предоставлено право участвовать в части подтверждения данных о транспортном средстве, возможность проведения комплекса действий по регистрации автомобилей непосредственно в салоне.

Сегодня, покупая автомобиль, вы должны провести некий цикл действий. В будущем законе предусмотрено, что дилер будет выполнять специальную функцию, тогда вы сможете получить все в салоне, вплоть до номерного знака.

РГ: Это можно сделать и сейчас, только для этого мне нужно выписать доверенность на неизвестное лицо и заплатить много денег.

Нилов: Это не цивилизованный подход. Мы даже в проекте закона продекларировали не выдачу номерного знака, а его присвоение. А знак будет изготавливаться той организацией, которая получит на это право. Может быть, она будет располагаться непосредственно в этом автосалоне. Эксперты предложили ввести аукционы для регистрационных знаков. Это предусматривает некие технические и организационные сложности. Должна практически идеально работать единая информационная система, потому что вы можете в течение дня как поставить машину на учет, так и снять ее, причем в разных точках страны.
На автодроме научат

РГ: Сегодня много критики к приему экзаменов, к подготовке водителей. Понятно, что не вы их готовите, но выпускает их на дорогу ваша служба. Что здесь не так?

Нилов: Надо понимать, что человек, который хочет управлять автомобилем, должен осознавать, что от того, как он будет управлять средством повышенной опасности, от качества его подготовки, от того, как он будет чувствовать себя за рулем, зависит не только его жизнь, но и жизнь многих людей. Приятно, что сегодня и молодежь, и люди в возрасте пытаются получить дополнительные навыки. Условия движения, особенно в крупном городе, действительно экстремальны.

Безусловно, главный критерий - это прием экзаменов. На помощь приходят технические средства. Кроме площадок-автодромов, где можно даже без человеческого фактора оценить подготовленность к выполнению отдельных элементов, также и средства фото-, видеофиксаци, средства видеорегистрации, которые позволяют проследить все действия кандидата в водители и инспектора, принимающего экзамен.

Но это не дает оценку качества подготовки. Здесь как весы. Чем предметнее мы будем принимать экзамен, чем больше требований будем предъявлять, тем качественнее автошколы будут готовить. Сегодня этот баланс нарушен. Где-то идет вал хорошо подготовленных, где-то - недостаточно. Есть недобросовестные люди. Но есть и наработки, есть направления, по которым мы и будем двигаться.

РГ: В регламенте о приеме экзаменов были прописаны автодромы. Но от него отказались.

Нилов: Не отказывались. Просто получилась несогласованность действий. Давайте посмотрим, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Я думаю, что здравый смысл все равно расставит все на свои места.

РГ: То есть вы считаете, что автодромы нам нужны.

Нилов: Дело не в том, что я считаю. Вопрос в том, как относиться к этому. Если относиться к этому как к коммерческому проекту, в который необходимо вкладывать большие деньги, то, конечно, от этого нужно отказываться. А если мы будем говорить, что это элемент, где формируется мастерство, то тогда к этому будут по-другому подходить. Грубо говоря, если водителя готовят в условиях небольшого города или в сельской местности, конечно, там требования, которые предъявляются, могут оказаться несколько заниженными. А правильно ли это? По сути, мы начинаем некоторое территориальное деление. Тут интенсивное движение, поэтому надо готовить водителей высшего класса. А тут неинтенсивное, поэтому достаточно, чтобы водитель тронулся с места и остановился. Но ведь, готовя любого специалиста в любой области, его готовят на более серьезную нагрузку, на более серьезные испытания. Так должно быть и с водителем.

Автодромы пришли именно из практики совершенствования мастерства. Мы видели, как готовят водителей в странах Европы. Огромные территории и комплексы, в которых занимаются, начиная от элементарных навыков вождения до мастерства достаточно профессионального уровня. И все это в рамках одного комплекса. У нас, к сожалению, такого подхода нет.

А возьмите погодные условия. Ведь большая часть России - полгода под снегом. А где можно проверить себя на заснеженной дороге? Этот опыт, к сожалению, приобретается на улице.

РГ: Уровень подготовки водителей сегодня сильно упал?

Нилов: Я не думаю, что он падает. Он держится на одном уровне. Давайте посмотрим статистику. У нас есть данные по "молодым" водителям, которые пользуются автомобилем в течение года, двух, трёх лет. Несколько лет назад у нас показатель аварийности с такими водителями все время чуть-чуть прибавлялся. Сейчас этот показатель все-таки начинает немного, но уменьшаться.

Второй момент – многие пересаживаются на современный автомобиль, в том числе на иномарки. Они более динамичны, более комфортны, и управлять ими легче. Эта простота дает возможность больше внимания обращать на ситуацию вокруг автомобиля.
Что спасет от взяток

РГ: Коррупция. Это слово часто связывают именно с ГИБДД. Как вы с этим собираетесь бороться?

Нилов: Эта беда имеет несколько составляющих. Нечестность и нечистоплотность - это только одна сторона. Но и условия, в которых сегодня работает инспектор, очень сложны. Я никого не оправдываю. Но агрессия на дорогах возрастает колоссально. Она уже не только по отношению к инспектору, но и по отношению к окружающим. В первую очередь надо говорить о подготовке наших сотрудников, с повышением их профессионализма. Ведь зачастую столкновения на дорогах связаны с неграмотностью некоторых наших инспекторов.

Второй момент - это применение различных технических средств. Речь идет о тех же видеорегистраторах, установленных в машинах Госавтоиснпекции, а также о камерах на постах.

Третье, мы должны более чётко ставить задачу инспектору.

Мы понимаем, что сегодня сокращают численность, а нам надо оформить все ДТП, но при этом еще контролировать условия движения. Поэтому место, время и вид нарушения мы должны выбирать заранее. Мы знаем, что в таком-то месте в такое-то время чаще всего происходят аварии. И причины там - выезд на встречную полосу. Значит, в это время в этом месте должен стоять экипаж и работать именно по этому виду правонарушений.

Если инспектор оказался не там и занимается не тем, даже если при этом он был абсолютно честен, мы все равно должны разбираться, почему он был не там и занимался не тем. И тогда и доверия к нам будет больше , и это, безусловно, повлияет на снижение аварийности. Но почему то нас принято все время спрашивать о плохом. Если нам удастся вот так выстроить систему, то нам будет легче отвечать за наших инспекторов.

Ведь есть у нас люди, которые нормально работают, есть те, кто совершает героические поступки. Но про таких сотрудников почему-то ничего не слышно.

РГ: Но так устроены многие СМИ, таков наш менталитет, что в первую очередь заметно то, что плохо. Кстати, вам от этого только польза. По сообщениям СМИ вы, бывает, узнаете, где у вас непорядок.

Нилов: Кстати, хотелось бы обратить внимание, что там, где идет нагнетание ситуации, зачастую выводы делаются на глаз, по первым впечатлениям. Сначала надо разобраться. А уж потом делать выводы.

Но нам-то хотелось, чтобы сотрудников, которые хорошо работают, также поощряли. Сейчас обсуждается законопроект о социальных гарантиях. Что в нем будет - говорить пока рано. Мы будем собираться с руководителями регионов, обсуждать ход переаттестации. В первую очередь в ней должен учитываться не столько возрастной критерий, сколько профессионализм сотрудников. И главное во всем этом - желание человека совершенствоваться.

Ведь сегодня при быстрой смене законодательства не каждый инспектор изучает нововведения. Есть лентяи, есть люди, которые не очень хотят это изучать. Поэтому сейчас возникают такие необычные ситуации: появились инспекторы, которые специализируются на тех или иных нарушениях и только ими и занимаются. А про все остальное они ничего не знают. Вот система профессиональной подготовки и требует сегодня доработки. Раз мы говорим, что нужен другой сотрудник, то нужна и другая система подготовки, а также и другой уровень преподавания.

Мы уже начали эту работу и изменяем процесс подготовки. Причем, очень важен сам уровень подготовки преподавателей. По нормам раз в пять лет сотрудник должен проходить переподготовку. Но наше законодательство меняется несколько раз за год, поэтому нужно находить другие формы обучения.

РГ: Какая все таки первоочередная задача перед вами стоит? Какая - приоритетная?

Нилов: Я бы сказал так. В первую очередь нам необходимо выяснить причины, по которым выросла смертность на дорогах, и устранить их. Во-вторых, найти тот способ психологического воздействия, который возымеет действие на водителя. Давайте разберемся. Вы сами за рулем?

РГ: Да, уже давно.

Нилов: Изменился ваш стиль вождения за последние несколько лет?

РГ: Да, изменился. Не превышаю скорость более чем на 60 км/час и не выезжаю на встречную полосу.

Нилов: Наверняка пристёгиваетесь. Так вот большинство водителей за последние десять лет стали пристёгиваться ремнём безопасности. За последние три года - пропускать пешеходов на переходе. При этом штрафы за это небольшие, инспектор не стоит у каждого перехода, не тормозит за непристёгнутый ремень. Таких административных дел у нас единицы. Значит что-то другое повлияло на поведение водителей. К слову, в Москве водители даже более вежливые, чем в некоторых других регионах. Может быть, появилась мода на соблюдение Правил дорожного движения? Может быть, стоит эту моду поддержать? Может быть, стоит ее даже расширить до соблюдения скоростного режима?

Ловушки по расписанию

РГ: Если в течение длительного времени на определеном участке дороги фиксируется рост правонарушений, вы должны это как-то контролировать? Может быть проблема не в стихийном собрании нарушителей в одном месте, не в резком помутнении рассудка у водителей? Может проблема в том. что неправильно организовано движение? Не хватает знаков? Инспекторы не тем занимаются?

Нилов: Возможна и такая ситуация. Чем интересна служба в Госавтоинспекции? Она очень многогранна. Если кто-то считает, что работа инспектора только в регулировании движения, то он глубоко заблуждается. Инспектор должен владеть навыками ручного регулирования, чтобы его понимали и чтобы он не создавал проблемы на перекрестке. С другой стороны, он должен хорошо оценивать ситуацию, которая вокруг него складывается, чтобы его действия не привели к каким-либо иным негативным последствиям. При этом он должен качественно оформлять дорожно-транспортные происшествия, документы и видеть то, что может привести к аварии. При работе на трассе, он должен видеть состояние дороги и средств организации движения.

РГ: Поговорим об этих средствах организации движения...

Нилов: Да, сейчас вы скажете, что знаете примеры ловушек... К сожалению, это есть. Мы разговаривали с руководителем столичной Госавтоинспекци. Он тоже сегодня на это обращает серьезное внимание. И по любому сигналу - общественность обратилась или просто гражданин – мы действительно пытаемся эти вещи исправить. Все, что на сегодняшний день не соответствует нормативам, мы пытаемся устранить максимально быстро. Это, кстати, одна из целей, которую поставил перед Госавтоинспекцией в своем указании зам. министра МВД Виктор Кирьянов. В документе указано на необходимость изучения причин и условий ДТП, особенно при гибели людей и тем более на пешеходных переходах. Сегодня задача, чтобы это не осталось на бумаге.

Виктор Нилов – генерал-майор милиции, заместитель начальника Департамента ОБДД МВД России - начальник управления с 2009 года. 14 июня 2011 года стало известно, что Нилов назначен начальником российской Госавтоинспекции.
Виктор Иванович Нилов родился 23 марта 1955 г.
В 1977 году окончил Ленинградский инженерно строительный институт по специальности "Автомобильный транспорт".
В органах внутренних дел с 3 августа 1977 года.
С 1977 по 1984 год Виктор Нилов работал инженером 3 отдела Управления Государственной автомобильной инспекции Главного управления внутренних дел (УГАИ ГУВД) Леноблгорисполкомов.
В 1984 - 1986 годах был старшим инженером отдела организации дорожного движения УГАИ ГУВД Леноблгорисполкомов.
С 1986 по 1991 год Нилов работал заместителем начальника отдела по контролю за подготовкой водительских кадров и экзаменационной работы УГАИ ГУВД Леноблгорисполкомов.
В 1991 году заместитель начальника 5 подотдела начальник отделения по контролю за подготовкой водительских кадров и экзаменационной работы отдела Государственной автомобильной инспекции Службы милиции общественной безопасности (ГАИ СМОБ) ГУВД Леноблгорисполкомов.
С 1991 по 1994 год Виктор Нилов был начальником 1 подотдела отдела УГАИ СМОБ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В 1994 1996 годах начальник 1 отдела УГАИ СМОБ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
С 1996 по 1998 год Нилов являлся начальником Центра телеавтоматического управления движения автотранспорта УГАИ ГУВД Санкт Петербурга и Ленинградской области.
В 1998 2000 годах был начальником 1 отдела УГАИ МОБ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
С 2000 по 2002 год работал заместителем начальника Управления, по регистрационно экзаменационной работе, службе автотехнической инспекции Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения (УГИБДД) МОБ ГУВД Санкт Петербурга и Ленинградской области.
В 2002 - 2003 годах был заместителем начальника УГИБДД МОБ ГУВД Санкт Петербурга и Ленинградской области.
С 2003 по 2007 год - заместитель начальника Управления начальник 3 отдела УГИБДД ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В 2007 - 2008 годах Виктор Нилов работал помощником начальника Департамента Обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) МВД России по кадрам.
С 2008 по 2009 год был начальником Управления правового регулирования, межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества Департамента ОБДД МВД России.
В 2009 году работал помощником Министра внутренних дел Российской Федерации.
С 2009 по 2011 год Нилов являлся заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России начальником Управления анализа и выработки стратегических решений в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В июне 2011 года Виктор Нилов был назначен начальником главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУ ОБДД) МВД России.

 • Источник: rg.ru
 
 

Это содержимое было заблокировано. Вы больше не можете размещать комментарии.

z no azs

Не секрет, что многие автомобилисты страдают от заправки своего автомобиля некачественным топливо. Как разобраться, на какой заправке можно заливать горючее с уверенностью? Недавно в открытом доступе появилась информация о заправочных станциях в Москве, на которых продают некачественное топливо.

Подробнее ...

rf mvd

МВД приведёт в соответствие с действующим законодательством административный регламент по надзору за соблюдением законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.

Подробнее ...

bmw

Компания BMW рассекретила новый мотоцикл R 18 серийного производства, который должен стать конкурентом для моделей Harley-Daidson.

Подробнее ...

road s logo

С 16 октября максимально разрешенная скорость на трассе М4 «Дон» для автомобилей массой до 3,5 тонн будет увеличена до 130 км/час, сообщается на сайте госкомпании Автодор. Речь идет не о всей трассе, а только о трех участках которые находятся в Московской области – с 51 по 71 км, с 76 по 103 и с 113 по 120 км.

Подробнее ...

hyundai logo

Хотя некоторые модели с МКПП на рынке по-прежнему пользуются достойным спросом, многие компании переходят на линейки автомобилей, выпускаемых только с «автоматом». Hyundai только что прекратил выпуск ещё одного трехпедального автомобиля из своего модельного ряда.

Подробнее ...