В России пешеход не имеет никаких прав

  • Печать
  • E-mail

z pesh sm

Действующий гражданский кодекс не имеет механизма для защиты прав пешехода. Не каждому пострадавшему в аварии пешеходу удается отстоять защитить свои интересы. Само наше законодательство лишает их такой возможности.

pesh perehodЕсли человек после ДТП оказался в больнице, что называется, в состоянии "овоща", то зачастую привлечь виновника аварии к ответственности не удастся. Уж не говоря о том, чтобы получить с него компенсацию за причиненный ущерб. Об этих тонкостях корреспонденту "РГ" рассказал председатель центрального совета межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов.

Памятка для пешеходов на дороге

В прошлом году впервые за последние несколько лет выросло количество погибших в авариях. Из них пешеходов погибло 8800, это треть от всех погибших на дорогах. При этом, по данным ГИБДД, каждое третье ДТП - это наезд на пешехода. По данным Союза пешеходов, 25 процента этих наездов происходит на переходах, в 90 процентах случаев виноват в наезде сам водитель.

Если два автомобиля не поделили дорогу, оба водителя получают справку о происшествии на месте. Каждый из них может знакомиться с материалами дела. А если машина сбила пешехода, автомобилист получит справку о происшествии на руки, но для пешехода такой справки не предусмотрено.

Однако пешеходу эта справка также важна, если он рассчитывает получить возмещение у страховой компании виновника аварии. Она тем более важна, если пострадавших много. Но ситуация становится еще хуже, если пострадавший пешеход находится в бессознательном состоянии и будет пребывать в нем длительное время. Кто кроме него сможет следить за тем, как идет следствие, искать свидетелей, требовать от следователей тех или иных мер? Только его законный представитель.

Но проблема в том, что законным представителем по Гражданскому кодексу могут быть только родители, усыновители, опекуны или попечители. Если под колеса лихача попал 70-летний дедушка, у которого пять детей и десять внуков, но ни одного родителя, то законного представителя у него нет. Он может появиться, если сам дед напишет доверенность на кого-нибудь. Но если дед в бессознательном состоянии?

У детей и внуков в данной ситуации лишь одна возможность: в судебном порядке назначить себя законным представителем. Сколько может длиться такое судебное разбирательство? По данным Владимира Соколова, в среднем срок рассмотрения таких дел составляет три месяца. То есть три месяца никто со стороны пострадавшего не имеет права поинтересоваться, что происходит с расследованием, изучить материалы дела, просить следствие провести экспертизы.

Надо сказать, что каждое дело имеет срок давности. Для административных дел - легкие и средние повреждения - шесть месяцев. Если в результате ДТП причинен тяжкий вред здоровью, это уголовная статья. Срок давности - два года. Однако степень причиненного вреда определяет не врач, который лечил пациента, а судмедэксперт. Причем для определения этой степени назначается экспертиза. Сроки ее прописаны в законе - 2 месяца.

- Таким образом, осуществляется принцип ухода от наказания, нарушается принцип неотвратимости наказания, - утверждает Владимир Соколов.

Еще хуже ситуация с приезжими. Допустим, попал в Москве под колеса товарищ из Владивостока. Все его родственники там. Мало кто знает, но такую доверенность от пострадавшего можно заверить даже у главного врача больницы, в которой он находится. И начинаются долгие судебные процессы. В итоге пострадавший остается ни с чем, а виновник не несет никакого наказания. Дело можно тянуть так долго, что его закроют по истечении срока давности. И самый удобный маневр для этого - отсутствие законного представителя у потерпевшего.

В последнее время немало предложений внесено по совершенствованию 12-й автомобильной главы Кодекса об административных правонарушениях, но все они направлены на увеличение ответственности водителя. Однако почему-то никто до сих пор не внес ни одного предложения по уравниванию прав водителей и пешеходов, хотя последних на наших дорогах в три раза больше.

По 76-й статье УК в год освобождаются от ответственности около 500 человек, сообщил "РГ" Владимир Соколов. Союз пешеходов предлагает сейчас внести поправки в Гражданский кодекс: либо расширить список законных представителей потерпевшего, либо упростить систему получения документа о том, что в данном происшествии интересы пострадавшего представляет такой-то. Вряд ли человеку, лежащему в реанимации на грани жизни или смерти, удастся лично подписать такой документ. Но отсутствие его представителя - это тоже нарушение его прав • Источник: rg.ru

 
 

Это содержимое было заблокировано. Вы больше не можете размещать комментарии.

rf-trans

Утвержден новый административный регламент, в соответствии с которым Ространснадзор лицензирует данную деятельность. Теперь это является госуслугой (а не функцией). Уточнен круг заявителей. К ним отнесены не только организации и ИП, но и физлица. Закрепляется возможность предоставления госуслуги через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Подробнее ...

gibdd лого

Водительские права и полис ОСАГО можно будет предъявлять инспектору ГИБДД в виде QR-кода. Об этом сообщает издание «РИА Новости», ссылаясь на заявление российского Минцифры: документы в цифровой копии станут частью приложения «Госуслуги Авто».

Подробнее ...

gibdd лого

В скором времени будет готов законопроект, по которому если водитель оплатил штраф в течение 20 дней, то его сумма будет снижена вдвое.
О том, что есть идея подготовить такой документ, сегодня на заседании рабочей группы проекта "Безопасные дороги" заявил первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

Подробнее ...

rsa

Российский союз автостраховщиков (РСА) рассказал, что начавшие действовать в России 19 марта новые справочники оценки средней цены запасных частей, материалов и нормо-часа работ не отражают повышения стоимости, который можно видеть с конца февраля. Стоит напомнить, по этим справочникам рассчитываются выплаты по ОСАГО.

Подробнее ...

co2 euro

Нидерланды, Бельгия, Дания и Люксембург призвали Европейский Союз установить дату, к которой новые грузовики и автобусы, продаваемые в Европе, должны иметь нулевой уровень выбросов углекислого газа.

Подробнее ...